Налоговое законодательство Республики Татарстан
Загрузка
Набережные Челны: +7 (8552) 53-46-80 (многоканальный), Елабуга: +7 (85557) 5-14-38, Альметьевск: +7 (8553) 32-62-26

Земельный налог

Земельный налог в 2018 году

Земельный налог является местным налогом, обязательным к уплате на территориях тех муниципальных образований, представительные органы власти которых приняли нормативный правовой акт о введении земельного налога в соответствии с главой 31 Налогового кодекса РФ. В городах Москве и Санкт-Петербурге земельный налог устанавливается и вводится в действие законами указанных субъектов Российской Федерации.

 

Нормативная база

Налогоплательщики

Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственностиправе постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

В соответствии со ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан и юридических лиц являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Плательщиками земельного налога не признаются организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Объект налогообложения

Объектами обложения земельным налогом служат конкретные земельные участки, предоставленные гражданам и юридическим лицам в собственность или пользование.

Не признаются объектом налогообложения земельные участки:

  • изъятые из оборота;

  • ограниченные в обороте в соответствии с законодательством, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

  • ограниченные в обороте в соответствии с законодательством, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

  • ограниченные в обороте в соответствии с законодательством, в пределах лесного фонда;

  • ограниченные в обороте в соответствии с законодательством, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, за исключением земельных участков, занятых обособленными водными объектами.

Налоговая база

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством.

Кадастровая стоимость земельных участков определяется по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель. Сведения о стоимости земельных участков содержатся в государственном кадастре недвижимости. Государственный кадастр недвижимости — систематизированный свод сведений и документов об объектах кадастрового учета, а также сведений об административно- территориальном и кадастровом делении. Объектами кадастрового учета являются земельные участки; здания и сооружения, объекты, не завершенные строительством; помещения; территориальные и функциональные зоны, зоны с особыми условиями использования территорий. Сведения о каждом объекте недвижимости содержатся в виде записи в кадастровой книге. Кадастровая книга содержит записи о кадастровой стоимости объекта кадастрового учета, сведения об оценщиках, проводивших работы по государственной кадастровой оценке, и указывается дата проведения этих работ. В кадастре также содержатся сведения о местоположении границ земельного участка, категории земель, площади, вида разрешенного использования, о находящихся на таком земельном участке объектах недвижимости.

Объекту кадастрового учета присваивается уникальный кадастровый номер, выдается кадастровый паспорт, представляющий собой выписку из государственного кадастра недвижимости. В нем фиксируются совершаемые с данным объектом сделки.

Кадастровая стоимость определяется методом массовой оценки на определенную дату на базе рыночной стоимости. Определяют кадастровую стоимость оценщики, организации, выбранные органами власти субъектов РФ путем проведения процедуры размещения заказа.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим свою деятельность в области ведения государственного кадастра недвижимости, а также регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии.

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 3 ст. 391 НК РФ).

Кадастровая оценка каждого участка отображается на сайте Росреестра (https://rosreestr.ru/wps/portal/). Чтобы узнать стоимость конкретного участка, достаточно ввести его кадастровый номер.

Индивидуальные предприниматели определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственностиправе постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Налоговая база для каждого физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований.

Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности. Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.

Налоговые льготы

Налоговые льготы указаны в статье 395 Налогового кодекса.

Полностью освобождены от уплаты земельного налога следующие организации и учреждения:

1) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации - в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций;

2) организации - в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;

3) религиозные организации - в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;

4) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, - в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;

5) организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, - в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);

6) учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, - в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;

7) организации народных художественных промыслов - в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;

8) физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов - в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;

9) организации - резиденты особой экономической зоны, за исключением организаций, указанных в подпункте 11 настоящего пункта, - в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок;

(в ред. Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ)

10) организации, признаваемые управляющими компаниями в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково", - в отношении земельных участков, входящих в состав территории инновационного центра "Сколково" и предоставленных (приобретенных) для непосредственного выполнения возложенных на эти организации функций в соответствии с указанным Федеральным законом;

11) судостроительные организации, имеющие статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны, - в отношении земельных участков, занятых принадлежащими им на праве собственности и используемыми в целях строительства и ремонта судов зданиями, строениями, сооружениями производственного назначения, с даты регистрации таких организаций в качестве резидента особой экономической зоны сроком на десять лет;

12) организации - участники свободной экономической зоны - в отношении земельных участков, расположенных на территории свободной экономической зоны и используемых в целях выполнения договора об осуществлении деятельности в свободной экономической зоне, сроком на три года с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок.

НОВЫЕ ЗАПРЕТЫ НА ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ НАЛОГА

Новый пункт 2 ст. 395 НК РФ, который введен Законом от 27 ноября 2017 года №353-ФЗ, регламентирует ситуацию, когда при разделе или объединении земельных участков к возникшим объектам освобождение от налога неприменимо. Это касается только следующих категорий плательщиков:

  • резиденты особой экономической зоны (не будет освобождения от налога на первые 5 лет);

  • судостроительные предприятия – резиденты промышленно-производственной ОЭЗ (не будет освобождения от налога на первые 10 лет);

  • участники свободной экономической зоны (не будет освобождения от налога на первые 3 года).

НОВЫЙ ПОРЯДОК ПОДТВЕРЖДЕНИЯ ПРАВА НА ЛЬГОТУ

Также изменения по земельному налогу с 2018 года затронули порядок заявления права на льготу (Закон от 30.09.2017 № 286-ФЗ с изменениями в НК РФ).

Можно говорить о том, что теперь для получения льготы сдавать в ИФНС подтверждающие документы совсем необязательно. Дело в том, что с 01.01.2018 начинает действовать Приказ ФНС России от 14 ноября 2017 года № ММВ-7-21/897, который утвердил новый бланк заявления о предоставлении льготы по трём налогам на имущество физлиц. В том числе земельному налогу:


С 2018 года форма этого заявления больше похожа на налоговую декларацию. Во всяком случае, структура и принцип заполнения стали схожи.

В связи с новой формой заявления плательщик земельного налога с 2018 года может выбирать из двух вариантов:

1. Сдать в ИФНС документы, обосновывающие право на льготу.

2. Только указать реквизиты этих документов.

Во втором случае налоговики сами сделают запрос в те органы/организации, которые выдали указанные в заявлении документы-основания на льготу. А потом физлицо получит решение о земельном налоге на 2018 год – дали льготу или нет. Если такие данные ИФНС не получит, плательщику сообщат о необходимости всё же самому сдать подтверждающие документы.

Таким образом, с 2018 года плательщик вправе выбирать – подавать документы в ИФНС на льготу по земле или нет.

Все сведения по рассмотрению заявки на льготу плательщик получит через личный кабинет на сайте ФНС России. Если таковой не подключён, можно выбрать способ информирования:

  • в налоговой инспекции;

  • МФЦ («Мои документы»), через который подано заявление;

  • по почте.

Подать заявление на льготу по земельному налогу можно в любую ИФНС, а также через личный кабинет физлица на сайте ФНС России.

Налоговые вычеты

Кроме того, Налоговый кодекс РФ предусматривает налоговые вычеты для целого ряда категорий налогоплательщиков. Они указаны в пункте 5 статьи 391 Налогового кодекса:

С 2018 года налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков, относящихся к одной из следующих категорий (в ред. Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ)  (до 2018 года вычет составлял 10000 рублей на одного налогоплательщика одного муниципального образования):

1) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;

2) инвалидов I и II групп инвалидности;

3) инвалидов с детства;

4) ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;

5) физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-1), в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне";

6) физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

7) физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;

8) пенсионеров, получающих пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лиц, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание (пп. 8 введен Федеральным законом от 28.12.2017 N 436-ФЗ).

Уменьшение налоговой базы в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи (налоговый вычет) производится в отношении одного земельного участка по выбору налогоплательщика.

 

НОВЫЙ ВЫЧЕТ ДЛЯ ПЕНСИОНЕРОВ С 2018 года: ПОДРОБНО

В 2018 году Перечень льготных категорий граждан пополнился пенсионерами (новый подп. 8 п. 5 ст. 391 НК РФ). Причём всех категорий:

  • кто получает пенсии, назначенные в рамках пенсионного законодательства;

  • мужчины от 60 лет и женщины от 55 лет, которым по закону положено ежемесячное пожизненное содержание.

Исходя из формулировки указанной нормы НК РФ, пенсионерам по потере кормильца и при досрочной пенсии (например, педагогам или медикам) право на новый вычет тоже положено.

Заметим, что материальное положение пенсионеров никакой роли не играет. Право на вычет получили даже работающие пенсионеры.

Что такое 600 кв. метров? Для справки: 100 кв. м – это ровно 1 сотка. Значит, 600 квадратов земли – это 6 соток.

Таким образом, за участок земли с площадью 6 соток и менее пенсионеры налог больше не платят. Как и остальные льготные категории согласно НК РФ (см. выше).

Если после вычета налоговая база имеет отрицательное значение (когда участок менее 6 соток), её считают равной нулю. А если участок больше 6 соток, то налог берут с оставшихся соток после вычета из них шести соток.

Налоговая сама рассчитает льготнику налог «с превышения» по следующей формуле:

НАЛОГОВАЯ БАЗА = ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО СОТОК В УЧАСТКЕ – 6 СОТОК

ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ НОВОГО НАЛОГОВОГО ВЫЧЕТА для пенсионеров

Если на пенсионера оформлено несколько земельных участков, воспользоваться новой налоговой льготой можно только по одному из них на выбор плательщика. Об этом говорит новый п. 6.1 ст. 391 НК РФ.

О таком выборе участка нужно известить налоговиков. Установлен срок – до 1 ноября года, который выступает налоговым периодом. То есть с которого льготник желает применять вычет по соответствующему участку. Причём это решение должно быть окончательным: после 1 ноября года переиграть его и подать уточнённое уведомление уже с иным участком – нельзя.

Сдавать какие-то документы кроме уведомления не придётся. Налоговая и так должна обладать необходимой информацией в рамках межведомственного обмена. В крайнем случае, можно указать кадастровый номер участка и документ-основание владения им (договор купли-продажи и т. п).

Если льготник по каким-либо причинам не успел подать уведомление либо вообще проигнорировал эту возможность, без вычета он не останется. Инспекция при расчёте налога применит его в отношении того участка, по которому исчисленный налог будет самым большим.

ПРАВИЛА ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА для пенсионеров по вычету с 2018 года

Рассматриваемый новый вычет по земельному налогу пенсионеры могут получить с периода 2017 года. На этом переходном этапе действует специальное правило о сроках и форме уведомления по 2017 году: известить ИФНС о выбранном земельном участке для вычета можно в свободной форме до 01 июля 2018 года. После этой даты изменить свой выбор нельзя.

Вот пример такого уведомления:

В ИФНС России № 19 по г. Москве

от Широковой Елены Алексеевны

Уведомление

На основании пунктов 5 и 6.1 статьи 391 Налогового кодекса РФ прошу применить налоговый вычет по земельному налогу за 2017 год в отношении земельного участка, принадлежащего мне на праве собственности, с кадастровым номером: 55:01:4512789:457.

Широкова /Е.А. Широкова/                09.04.2018

Если пенсионер или иной льготник не представит уведомление о выборе земельного участка, последствия этого аналогичные: вычет рассчитают по объекту с максимальной суммой налога.

ФНС в рамках межведомственного обмена сведениями с Росреестром и иными органами владеет всей информацией о принадлежащих пенсионеру земельных участках. Поэтому вряд ли возможна ситуация, когда у налоговой нет данных о втором участке.

Налоговый (отчетный) период

В соответствии со статьей 393 Налогового кодекса РФ налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков являются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

При установлении налога представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) вправе не устанавливать отчетный период.

Налоговые ставки

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:

1) 0.3% в отношении земельных участков:

  • отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;

  • занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;

  • предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;

2) 1.5% в отношении прочих земельных участков.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка. 

Отчетность

Организации и индивидуальные предприниматели по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Расчеты сумм по авансовым платежам по налогу представляются налогоплательщиками в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Новшество по земельному налогу для юридических лиц с 2018 года касается сдачи декларации за период 2017 года по новой форме, формату. Они, а также порядок заполнения закреплены Приказом ФНС от 10 мая 2017 года № ММВ-7-21/347.


Далее в таблице перечислены основные коррективы, которые произошли в форме декларации по налогу за землю для юридических лиц с 2018 года:

Раздел декларации

Новая форма декларации

Прежняя форма декларации

(утв. приказом ФНС от 28.10.2011 № ММВ-7-11/696)

Титульный лист

Убрали поле для кодов ОКВЭД

Было поле для кода ОКВЭД

Раздел 2

Строку 050 дополнили показателем «Нормативная цена земли» (заполняют по участкам в Крыму и Севастополе)

В строке 050 предусмотрен только показатель «Кадастровая стоимость земельного участка» (нет возможности указывать нормативную цену земли)

Общее количество строк – 25. Не стало следующих строк:

·         090 – код льготы в виде необлагаемой налогом суммы;

·         100 – необлагаемая налогом сумма (п. 5 ст. 391 НК РФ);

·         270 – сумма налоговой льготы (п. 2 ст. 387 НК РФ)

Общее количество строк – 28


Проверить правильность заполнения земельной декларации в 2018 году можно с помощь специальных контрольных соотношений для неё. Они закреплены Письмом ФНС России от 13 июля 2017 года № БС-4-21/13656.

Порядок исчисления и уплаты налога

Земельный налог и авансовые платежи по нему подлежат уплате в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов Москвы и Санкт-Петербурга). При этом, как определено пунктом 1 статьи 397 НК, срок уплаты земельного налога организациями и индивидуальными предпринимателями не может быть установлен ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Организации и индивидуальные предприниматели исчисляют сумму налога (авансовых платежей) самостоятельно. Физические лица уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговыми органами.

Сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Сумма авансовых платежей по налогу определяется по истечении I, II и III квартала текущего налогового периода как одна четвертая соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, устанавливается как разница между суммой налога, исчисленной в соответствии с расчетом, и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей.

В случае возникновения (прекращения) в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы земельного налога (суммы авансового платежа по этому налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента (К), определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) (т), к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде (и).

Если возникновение (прекращение) вышеуказанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения данных прав. Если возникновение (прекращение) вышеуказанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения данных прав.

К = т/п,

т — полные месяцы, в течение которых данный земельный участок находился в собственности (постоянном пользовании или пожизненном наследуемом владении);

 п — число календарных месяцев в налоговом или отчетном периоде.

Прекращение прав: до 15 -го числа включительно (месяц не считается); после 15-го числа (месяц считается за полный).

Возникновение прав: до 15 -го включительно (месяц считается за полный) после 15-го числа (месяц не считается).

ИЗМЕНЕН ПОРЯДОК РАСЧЕТА ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА ПРИ ИЗМЕНЕНИИ ВИДА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИЛИ КАТЕГОРИИ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА

На практике нередко случается, что кадастровая стоимость земельного участка меняется в течение налогового периода вследствие изменения вида разрешенного использования земельного участка и (или) его перевода из одной категории земель в другую. Но, в ст. 391 НК РФ ничего не говорится о том, как учитывать это изменение.

Получается, что при таком изменении кадастровой стоимости надо применять общее ограничение и не учитывать его при расчете земельного налога за налоговый период, когда произошло изменение.

Конституционный суд в Определении от 09.02.2017 №212-О подтвердил, что изменение кадастровой стоимости земельных участков, произошедшее в текущем налоговом периоде в результате перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка, может быть учтено только со следующего налогового периода  по земельному налогу. Это относится ко всем случаям изменения вида разрешенного использования земельного участка, произошедшим в течение налогового периода, независимо от того, привели данные изменения к улучшению или к ухудшению положения налогоплательщика.

За весь налоговый период, в котором произошло изменение кадастровой стоимости земельного участка по указанной причине, налог рассчитывается исходя из той кадастровой стоимости, которая определена на начало этого налогового периода, а пересчет производится со следующего налогового периода. Такой вывод сделал Минфин в Письме от 14.04.2017 № 03-05-04-02/22593, основываясь на решении КС РФ.

Но, как оказалось, подобный вывод относится только к изменениям кадастровой стоимости по названной причине, произошедшим только в 2017 году или ранее.

Федеральным законом № 286-ФЗ в п. 1 ст. 391 НК РФ добавлено еще одно исключение, связанное как раз с таким изменением.

С 01.01.2018 если изменение кадастровой стоимости случилось вследствие изменения вида разрешенного использования земельного участка и (или) его перевода из одной категории земель в другую, то оно учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для расчета кадастровой стоимости этого земельного участка.

К сведению: согласно п. 4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах) и о его владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

То есть расчет земельного налога в данной ситуации схож с тем, который установлен для вновь созданного земельного участка, поскольку при этом налоговая база должна быть определена с учетом остатка налогового периода после дня внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для расчета кадастровой стоимости земельного участка.

В связи с этим в п. 7 ст. 396 НК РФ указывается, что в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента.

Аналогично будет рассчитываться коэффициент и при изменении кадастровой стоимости вследствие изменения вида разрешенного использования земельного участка и (или) его перевода из одной категории земель в другую, о чем говорится в новом п. 7.1 ст. 396 НК РФ.

Это означает, что фактически для такого налогового периода надо рассчитать два коэффициента. Один определяется как отношение числа полных месяцев со дня изменения вида разрешенного использования земельного участка и (или) его перевода из одной категории земель в другую к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. Назовем его К2.

Другой коэффициент (К1) определяется как отношение числа полных месяцев до дня изменения вида разрешенного использования земельного участка и (или) его перевода из одной категории земель в другую тоже к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде (в общем случае – 12).

На основании п. 7 ст. 396 НК РФ можно также утверждать следующее. Если день внесения в ЕГРН сведений об изменении кадастровой стоимости имел место до 15-го числа соответствующего месяца включительно, этот месяц включается в число тех, которые участвуют в расчете коэффициента К2. Если же день внесения в ЕГРН сведений об изменении кадастровой стоимости был после 15-го числа соответствующего месяца, этот месяц участвует в расчете коэффициента К1.

В итоге расчет земельного налога будет произведен по следующей формуле:

ЗН = (КС1 х СН1 х К1) + (КС2 х СН2 х К2), где:

ЗН – сумма земельного налога за год;

КС1 – кадастровая стоимость до изменения (на 1 января налогового периода);

СН1 – ставка земельного налога, установленная для категории, присвоенной земельному участку до изменения;

КС2 – кадастровая стоимость после изменения (на дату внесения сведений в ЕГРН);

СН2 – ставка земельного налога, установленная для категории земельного участка после изменения.

КБК для уплаты земельного налога в 2018 году:

ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ (ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ)

в границах г. Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя

182 1 06 06031 03 1000 110

182 1 06 06031 03 2100 110

182 1 06 06031 03 3000 110

в границах городских округов

182 1 06 06032 04 1000 110

182 1 06 06032 04 2100 110

182 1 06 06032 04 3000 110

в границах городских округов с внутригородским делением

182 1 06 06032 11 1000 110

182 1 06 06032 11 2100 110

182 1 06 06032 11 3000 110

в границах внутригородских районов

182 1 06 06032 12 1000 110

182 1 06 06032 12 2100 110

182 1 06 06032 12 3000 110

в границах межселенных территорий

182 1 06 06033 05 1000 110

182 1 06 06033 05 2100 110

182 1 06 06033 05 3000 110

в границах сельских поселений

182 1 06 06033 10 1000 110

182 1 06 06033 10 2100 110

182 1 06 06033 10 3000 110

в границах городских поселений

182 1 06 06033 13 1000 110

182 1 06 06033 13 2100 110

182 1 06 06033 13 3000 110

ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ (ДЛЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ)

в границах г. Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя

182 1 06 06041 03 1000 110

182 1 06 06041 03 2100 110

182 1 06 06041 03 3000 110

в границах городских округов

182 1 06 06042 04 1000 110

182 1 06 06042 04 2100 110

182 1 06 06042 04 3000 110

в границах городских округов с внутригородским делением

182 1 06 06042 11 1000 110

182 1 06 06042 11 2100 110

182 1 06 06042 11 3000 110

в границах внутригородских районов

182 1 06 06042 12 1000 110

182 1 06 06042 12 2100 110

182 1 06 06042 12 3000 110

в границах межселенных территорий

182 1 06 06043 05 1000 110

182 1 06 06043 05 2100 110

182 1 06 06043 05 3000 110

в границах сельских поселений

182 1 06 06043 10 1000 110

182 1 06 06043 10 2100 110

182 1 06 06043 10 3000 110

в границах городских поселений

182 1 06 06043 13 1000 110

182 1 06 06043 13 2100 110

182 1 06 06043 13 3000 110

Действующие ставки земельного налога в РТ 2018 году

Земельный налог в 2017 году

Земельный налог обязаны оплачивать юридические и физические лица, которые владеют земельными участками, входящими в налоговую базу земельного налога, на праве собственности, праве бессрочного пользования, а также праве пожизненного наследуемого владения.

Объектами обложения этим налогом признаны земельные участки, находящиеся на территории Российской Федерации, где данный вид налога внедряется нормативными актами, утвержденными региональными властями. Причем эти земли должны быть собственностью граждан или организаций.

К основным объектам налогообложения относятся следующие земли сельскохозяйственного, рекреационного и промышленного предназначения:

  • участки для сельскохозяйственной деятельности организаций;

  • участки, принадлежавшие дачным сообществам и отдельным гражданам, приобретенные с целью вести подсобное хозяйство;

  • объекты, обеспечивающие деятельность промышленных предприятий. Сюда же относятся участки, под постройки сооружений, обеспечивающих работу организаций;

  • доли фонда лесных и водных территорий, которыми владеют учреждения и граждане в частности;

  • земли туристических и оздоровительных зон, также, если на них расположены пансионаты и базы отдыха и другие строения.

Не облагаются этим налогом участки, представляющие собственность государства, снятые с оборота в согласии с российским законодательством, представляющие историческую и природную ценность для страны, и участки, отпущенные под возведение многоквартирных домов.

Период отчета

Срок подачи отчетности

Срок уплаты земельного налога

1 квартал

Не подается

Согласно Решений (Постановлений) муниципальных органов власти

2 квартал

3 квартал

год

Не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом

Расчет земельного налога

С 2017 года стартуют новые изменения при расчете налога на землю. Обновленные принципы расчета будут действовать на территории 29 регионов РФ. После полученных результатов чиновники определят дальнейшую судьбу нововведений в данной сфере.

В 2017 году для расчета суммы налога на землю используется кадастровая оценка участка, максимально приближенная к рыночной стоимости. В результате произойдет существенное увеличение платежей в бюджет. Ранее платеж рассчитывался исходя из балансовой стоимости, что в разы занижало налоговые поступления.

Увеличение налога будет проходить в несколько этапов, что позволит рядовым россиянам постепенно адаптироваться к измененным принципам расчета. Ежегодно платеж будет увеличиваться на 20%, в результате новый налог на землю в 2017 году будет значительно ниже. Полная сумма налога будет оплачиваться не ранее 2020 года, подчеркивают эксперты.

Поступления по данному налогу будут в полном объеме оставаться в местных бюджетах. В результате будет создан дополнительный источник финансирования, который поможет решить вопрос развития инфраструктуры. Кроме того, после начала кризиса финансовое положение регионов оставляет желать лучшего, местные бюджеты остро нуждаются в новых поступлениях.

Наиболее спорным вопросом остается определение кадастровой стоимости земельного участка. Учитывая особенности формирования данного показателя, могут возникать различные неточности, которые завышают итоговую сумму налога.

Для определения стоимости участков была проанализирована база существующих объявлений о продаже земли. В результате оценщики определили среднюю стоимость, которая была максимально приближена к рыночным показателям.

Полученная кадастровая оценка каждого участка отображается на сайте Росреестра (https://rosreestr.ru/wps/portal/). Чтобы узнать стоимость конкретного участка, достаточно ввести его кадастровый номер.

Однако эксперты подчеркивают, что итоговая кадастровая оценка может существенно превышать реальную стоимость участка. Фактически кадастровая оценка определялась исходя их первоначальной стоимости участка, указанной продавцом. При этом не учитывались возможные скидки, которые влияют на окончательную стоимость земли.

Кроме того, не были проанализированы следующие параметры, которые непосредственно влияют на стоимость конкретного участка:

  1. Расположение. Удаленность участка от объектов инфраструктуры и населенных пунктов является ключевым фактором, который влияет на цену.
  2. Существующая инфраструктура, которая в различных регионах может существенно отличаться.
  3. Особенности и удобства транспортной развязки.

Без учета данных параметров стоимость участка может быть определена со значительными неточностями. Если сумма налога на землю в 2017 году определяется исходя из завышенной стоимости, собственник земельного надела сможет отстоять свои интересы в судебном порядке.

Земельный налог исчисляется на основании статьи 396 НК Российской Федерации.

Формула расчета в отчетном периоде выглядит таким образом: Н = КС x Ст x Кф,

Где: КС – это кадастровая стоимость;

Ст – налоговая ставка земельного налога;

Кф – коэффициент, который высчитывается делением количества полных месяцев, на протяжении которых данный надел земли находится в пользовании, на количество календарных месяцев в отчетном периоде.

В соответствии с пунктом 1 статьи 389 НК РФ, объектом земельного налогообложения являются участки земель, которые расположены в пределах территории муниципального образования. Органы, которые осуществляют ведение Государственного земельного кадастра, должны подать данные о таких участках в ФНС службу РФ до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом. Затем эта информация распределяется по территориальным налоговым управлениям.

Налогоплательщики с этими сведениями должны быть ознакомлены не позднее 1 марта.

Земельные налоговые ставки регулируются местными муниципалитетами либо городскими властями. Однако, ст. № 394 НК РФ предусмотрен диапазон допустимых колебаний этой величины.

Если на момент расчета налоговая ставка (НС) определена местными властями, то при расчетах используется величина, прописанная НК РФ, на сегодняшний день:

  • Для участков отрасли сельского хозяйства, земель, на коих располагаются здания жилищного фонда и коммунальные комплексы, а также площади, отведенные для подсобного хозяйства, статьей №394 НК учреждена НС в размере 0,3% от цены объекта по кадастру.

  • Для земель, использующихся для прочих нужд – 1,5% цены из кадастра.

Еще раз напомним, местные муниципалитеты уполномочены дифференцировать и регулировать налоговые ставки, отталкиваясь от категории земли, места расположения объекта, предназначения и разрешения на использование. Таким образом, в каждом регионе для определенного объекта может действовать своя НС.

Льготы по земельному налогу в 2017 году

Перечень освобожденных от земельного налога организаций федеральными властями указан в ст.№395 НК РФ. Остальные льготы утверждаются и распределяются органами местного муниципалитета.

Освобождаются от налогообложения на федеральном уровне:

  1. организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации - в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций;

  2. организации - в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;

  3. религиозные организации - в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;

  4. общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, - в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;

  5. организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, - в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);

  6. учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, - в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;

  7. организации народных художественных промыслов - в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;

  8. физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов - в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;

  9. организации - резиденты особой экономической зоны, за исключением организаций, указанных в пункте 9 настоящей статьи, - в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок;

  10. организации, признаваемые управляющими компаниями в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково", - в отношении земельных участков, входящих в состав территории инновационного центра "Сколково" и предоставленных (приобретенных) для непосредственного выполнения возложенных на эти организации функций в соответствии с указанным Федеральным законом;

  11. судостроительные организации, имеющие статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны, - в отношении земельных участков, занятых принадлежащими им на праве собственности и используемыми в целях строительства и ремонта судов зданиями, строениями, сооружениями производственного назначения, с даты регистрации таких организаций в качестве резидента особой экономической зоны сроком на десять лет;

  12. организации - участники свободной экономической зоны - в отношении земельных участков, расположенных на территории свободной экономической зоны и используемых в целях выполнения договора об осуществлении деятельности в свободной экономической зоне, сроком на три года с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок.

Уплата земельного налога в 2017 году

Налог за землю надо платить по месту, где расположен земельный участок. Для этого понадобится КБК по земельному налогу за 2017 год для юридических лиц. 

По земельному налогу введены сразу несколько КБК. Связано это с территориальным делением всей земли РФ, которое выделяет отдельно земли городских и сельских поселений, округов и пр. 

Местонахождение земельного участка

Вид платежа

КБК земельный налог с 2017 года

В границах внутригородских муниципальных образований г. г. Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя

налог, недоимка, платеж

18210606031031000110

пени

18210606031032100110

проценты

18210606031032200110

штраф

18210606031033000110

прочие поступления

18210606031034000110

% на излишне взысканные суммы

18210606031035000110

В границах городских округов

налог, недоимка, платеж

18210606032041000110

пени

18210606032042100110

проценты

18210606032042200110

штраф

18210606032043000110

прочие поступления

18210606032044000110

% на излишне взысканные суммы

18210606032045000110

В границах городских округов с внутригородским делением

налог, недоимка, платеж

18210606032111000110

пени

18210606032112100110

проценты

18210606032112200110

штраф

18210606032113000110

прочие поступления

18210606032114000110

% на излишне взысканные суммы

18210606032115000110

В границах внутригородских районов

налог, недоимка, платеж

18210606032121000110

пени

18210606032122100110

проценты

18210606032122200110

штраф

18210606032123000110

прочие поступления

18210606032124000110

% на излишне взысканные суммы

18210606032125000110

В границах межселенных территорий

налог, недоимка, платеж

18210606033051000110

пени

18210606033052100110

проценты

18210606033052200110

штраф

18210606033053000110

прочие поступления

18210606033054000110

% на излишне взысканные суммы

18210606033055000110

В границах сельских поселений

налог, недоимка, платеж

18210606033101000110

пени

18210606033102100110

проценты

18210606033102200110

штраф

18210606033103000110

прочие поступления

18210606033104000110

% на излишне взысканные суммы

18210606033105000110

В границах городских поселений

налог, недоимка, платеж

18210606033131000110

пени

18210606033132100110

проценты

18210606033132200110

штраф

18210606033133000110

прочие поступления

18210606033134000110

% на излишне взысканные суммы

1821060603313500011


Срок уплаты физлицами земельного налога предусмотрен непосредственно в Налоговом кодексе РФ, а именно не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим (абз.3 п. 1 ст. 397 НК РФ). 

Отчетность по земельному налогу в 2017 году

Представление отчетности для плательщиков налога на землю заключается в подаче налоговой декларации по месту нахождения участка. Так как с 2015 года ИП освободили от данной процедуры отчетности, декларации заполняют и сдают в налоговые органы только лица юридические.

Бланк декларации по ЗН (форма по КНД 1153005) и положение по его заполнению продиктованы Приказом ФНС России от 28.10.2011 № ММВ-7-11/696@. Заполняется этот документ на электронном или бумажном носителе, по установленным форматам и предоставляется в Налоговые органы один раз в году, до первого февраля (за прошедший период).

Каждый период отчетности в этом виде налогообложения приравнивается к одному календарному году.

Земельный налог в РТ в 2017 году 

Земельный налог

Земельный налог обязаны оплачивать юридические и физические лица, которые владеют земельными участками, входящими в налоговую базу земельного налога, на праве собственности, праве бессрочного пользования, а также праве пожизненного наследуемого владения.

Физическое лицо, которое являются индивидуальным предпринимателем, уплачивает отчисления самостоятельно по каждому из наделов, используемых им в процессе своей деятельности. Оплата предпринимателем земельного налога производится на основании уведомления, направляемого фискальным органом. Облагаемой базой в этом случае являются участки земель, которые используются для предпринимательской деятельности, а также наделы, принадлежащие индивидуальному предпринимателю на правах собственности или находящиеся в постоянном использовании.

Период отчета

Срок подачи отчетности

Срок уплаты земельного налога

1 квартал

Не подается

Согласно Решений (Постановлений) муниципальных органов власти

2 квартал

3 квартал

год

Не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом

Формула расчета земельного налога:

Земельный налог исчисляется на основании статьи 396 НК Российской Федерации.

Формула расчета в отчетном периоде выглядит таким образом: Н = КС x Ст x Кф,

Где: КС – это кадастровая стоимость;

Ст – налоговая ставка земельного налога;

Кф – коэффициент, который высчитывается делением количества полных месяцев, на протяжении которых данный надел земли находится в пользовании, на количество календарных месяцев в отчетном периоде.

В соответствии с пунктом 1 статьи 389 НК РФ, объектом земельного налогообложения являются участки земель, которые расположены в пределах территории муниципального образования. Органы, которые осуществляют ведение Государственного земельного кадастра, должны подать данные о таких участках в ФНС службу РФ до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом. Затем эта информация распределяется по территориальным налоговым управлениям. Налогоплательщики с этими сведениями должны быть ознакомлены не позднее 1 марта.

Размер ставки земельного налога для разных участков, по законодательству Российской Федерации, должны устанавливать органы муниципальных образований. При этом данный размер не должен быть верхней границы, которая установлена в НК.

Кадастровую стоимость земли можно узнать на официальном сайте Росреестра (https://rosreestr.ru/wps/portal/).

Действующие ставки земельного налога в РТ 2016 году


+7 (8552) 53-46-83 — Линия консультаций работает с 9:00 до 16:00 с понедельника по пятницу

Раздел не найден.